Танцы минус История «Танцев минус» уходит корнями в неглубокую древность — к 26 июня 1969 года. Этот день ознаменован важным для группы событием — рождением бессменного ее лидера Вячеслава Петкуна. Предки Вячеслава — коренные петербуржцы, выходцы из бояро-купеческой прослойки северной столицы. Необычная фамилия вошла в их род благодаря прадеду музыканта — польскому офицеру Казимиру Петкуну, удачно попавшему в русский плен в начале XX века. «Моя бабушка родилась в 1909 году, — рассказывает Слава. — Поэтому ее детство пришлось на самое веселое и, в то же время, трагичное время в истории России. Она часто бегала на митинги, демонстрации и даже три раза слышала выступления Ленина. Это у них были такие детские забавы — ходить на демонстрации — типа нынешних походов по ночным клубам». В результате увлечения рок-музыкой, в дни туманной юности конца 80-х годов, Слава Петкун стал вокалистом ленинградской группы «Тайное голосование». Команда играла агрессивный пост-панк в стиле Bauhaus или Birthday Party — с грязными фузованными гитарами, криками и воплями. Публику эпатировали мудреные ритмические формы: семь восьмых, пять четвертей. Слава был уверен, что играет арт-пост-панк, хотя и слов-то таких никто тогда не знал. Лидером коллектива был Алексей Савленков. Сейчас он стал священнослужителем. На бас-гитаре играл Сергей Голубев, ныне сельский житель. По барабанам стучал Андрей Ветров. Команда часто выступала, иногда умудряясь забираться в самые непредсказуемые уголки страны. Например, была дана серия концертов в Туркмении, посещены Тверь, Липецк, Гродно, Великие Луки, Новгород и ряд других заповедных городов бывшего СССР. Однако вскоре в группе возникли творческие разногласия. Покинув «Тайное голосование», Слава ударился в бизнес. И небезуспешно. Стал специалистом весьма широкого профиля, начиная от перепродажи картриджей и заканчивая оптовым сбытом автомобилей. «Старт “Танцев Минус” был очень странным, — вспоминает Слава. — Однажды я подумал, что мне надо как-то назваться. Ну, не “Яйца” же! Так появилось название “Танцы минус”. А раз появилось название, значит, появилась необходимость собирать группу». В первый состав «Танцев» вошли басист Саша из группы «Мат», саксофонист Сергей Ячменев, из «Корпуса-2» подтянулись барабанщик Саша Коваленко и гитаристы Костя Ермаков и Валера Кобушко. «Затем я с грустью понял, что этот состав, увы, тянет меня туда же, куда тянуло “Тайное голосование”. Пришлось производить экстренные замены. И вот тогда-то мы и стали мало-помалу превращаться в ту группу, которую мне изначально хотелось видеть. Иногда мы играли в клубах, но я не был большим сторонником игры на маленьких площадках. Я понимал, что если мы хотим сделать нормальный музыкальный продукт, надо как следует посидеть в студии. Эту светлую мысль удалось воплотить в жизнь после знакомства с Сашей Цыплухиным. Я нашел деньги, и мы приступили к записи песен, некоторые из которых вошли в альбом “10 капель”. После того как в 1995 году «Танцы минус» без какого-то резонанса отыграли несколько клубных концертов и выступили на фестивале «Аэро-Fuzz», стало ясно, что почва для роста в рамках Санкт-Петербурга у них отсутствует. 6 июля 1996 года Слава Петкун и его друг, басист Олег Полевщиков, оставив за спиной Неву и Балтийское море, бодро сошли на перрон Ленинградского вокзала Москвы. Адаптационный период любителям перемен скрасили московские коллеги — Дмитрий Таровков, Евгений Кацнельсон и Дмитрий Нестеров, командиры мелодичных команд «Экзе», «Кошки Нельсона» и «Свинцовый туман». Новые друзья начали активно внедрять питерских «шабашников» в клубную жизнь российской столицы. В то время «Танцы минус» уже стали «Танцами минус» и даже сменили несколько раз состав музыкантов. «В Москве в группу постепенно влился музыкант “Эдипова комплекса” Клим Швенев. Барабанщик Андрей Ветров привел Игоря Щербакова. Потом Ветрова сменил Воронин. В итоге к “Поколению-96” состав группы выглядел уже почти окончательно, только вместо Хохи был Полищуков. А Хоха появился у нас в феврале 1999 года». После выступления на фестивале «Поколение-96» с группой подписывает контракт звукозаписывающая компания «Союз» — крупнейший в то время звукозаписывающий лейбл России. Музыка группы в тот период тяготела к синтезу свинга, джаза и новой волны. Первые романтичные хиты («10 капель», «Сны») увидели свет в сборниках молодых рок-групп «2000 процентов живой энергии». В 1998 году у «Танцев минус» выходит дебютный альбом «10 капель», заглавная композиция которого попадает в хит-парады и становится первым признанным хитом. Сам альбом расходится тиражом более 100 тысяч экземпляров, но до высшей лиги было еще далеко. Постепенно команда Петкуна становится одной из самых гастролирующих групп столицы. «В сезонах 1998 - 1999 годов мы ежегодно играли по 100 концертов в столичных клубах, — вспоминает Петкун. — Иногда мы выходили на сцену по 2 - 3 раза за вечер». Результаты не заставили себя долго ждать. Зимой 1999 года группа записывает свой первый суперхит «Город», который увидел свет в «Сборнике совершенно иной музыки У-1», выпущенном компанией «Утекай-звукозапись» и Леонидом Бурлаковым. К середине весны начинается ротация этой песни на всех крупнейших радиостанциях страны. Впоследствии она входит в рекордное количество сборников. Вскоре на нее снимается видеоклип. Тем временем «Танцы минус» дебютируют на фестивале «Максидром», успешно выступая перед 18 тысячами зрителей. Летом и осенью группа записывает второй альбом. С «Танцами минус» подписывает контракт компания Real Records. К группе подкрадывается известность. На презентации второго альбома «Флора и фауна», состоявшейся 29 февраля 2000 года, присутствовало более 100 представителей крупнейших телекомпаний, информационных агентств, радиостанций, ведущих национальных газет и престижных журналов. В это время обычные смертные толпились у дверей «16 тонн». А обладатели диктофонов уже включили их и, с плохо скрываемой радостью, следили за радикальными выпадами лидера «Танцев минус» в адрес отечественного шоу-бизнеса и российской журналистики. Процитировать бескомпромиссные высказывания Петкуна посчитали своим долгом практически все средства массовой информации. Энергетика в зале полностью соответствовала атмосфере какого-нибудь небольшого зоопарка с акулами пера, настоящим попугаем, крокодильчиками, леопардом и рычащим Петкуном во главе. Привлеченные растущей популярностью новой рок-звезды, к «Танцам» обратились представители компании Coca-Cola, пригласившие группу в крупный промо-тур, связанный с рекламной кампанией этого популярного напитка. Во время тура самолет, в котором летела группа, едва не разбивается. Лишь чудом «Ту-154» удалось избежать катастрофы, после того как при посадке в Пулково у него отвалилось шасси. После сольных концертов в «Юбилейном» и Московском дворце молодежи группа выступает на «Максидроме 2000». Это был звездный час Славы Петкуна. «Русский рок? Жив?» — глумливо пытал лидер «Танцев минус» публику в «Олимпийском». А затем исполнил авторизованную версию шевчуковской «Осени», разбавив ее инструментальным фрагментом из кинофильма «Бриллиантовая рука». После чего добил ошарашенную публику несколькими ритмичными боевиками собственного производства. Спустя месяц «Танцы минус» сыграли перед 40-тысячной аудиторией зрителей «Лужников» в рамках акции «Мегахаус», устроенной газетой «Московский комсомолец». Из событий лета-осени 2000 года стоит отметить успешные выступления на фестивалях «Нашествие» в Раменском, «Брат-2» и «Кинопробы» в «Олимпийском», а также концерт в Нью-Йорке. Петкун со товарищи по суммарному количеству аплодисментов и народной радости были явными лидерами перенасыщенного фестивального лета 2000 года. В середине декабря у «Танцев минус» вместо запланированного сингла на песню «Диктофоны» вышел целый альбом — саундтрек к фильму Алексея Карелина «Выход». Еще весной продюсер фильма Игорь Каленов предложил Петкуну написать музыку к визуальному ряду. Прихватив с собой сценарий и видеокассету с фрагментами фильма, заинтригованный Петкун уехал отдыхать за границу. Перемещаясь между Венецией, Монако, Ниццей, Каннами и Парижем, Слава стал припоминать знакомые ему работы, — те фильмы, саундтреки к которым ему нравились всегда: «Путь самурая», “Arizona Dream”, “Pulp Fiction”, «Ромео и Джульетта». Необходимо отметить, что саундтрек к фильму «Выход» — первая коллективная работа «Танцев минус», в которой по-настоящему смогли проявить себя все музыканты. Презентация альбома прошла 13 декабря в клубе «16 тонн» — как всегда бодро и весело. Журналистов блокировали со всех сторон специально приготовленными железными занавесами, поэтому, в отличие от названия презентуемого фильма, выхода у журналистов не было — ни теоретически, ни практически. «Выпускать из зала будем по специальным пропускам, выписанным лично мной», — начал общение с прессой Петкун. Новый 2001 год начался для «Танцев минус» с приключений. Глубокой ночью сотрудники одного из отделений милиции доставили Петкуна в Таганское РУВД, ставя ему в вину отсутствие московской регистрации. «Проводя карательную операцию, люди в форме не уставали жаловаться на свою низкую зарплату и многозначительно говорили, что закон у нас для всех один, — вспоминает Слава. — Когда меня привезли в отделение, дежурный был просто в шоке — он не понимал, что происходит. У него серьезные дела, люди поехали на задание, а приехали с Петкуном. “Вы бы еще Земфиру привели”, — мрачно пошутил дежурный». Спустя несколько часов под нажимом прогрессивной прессы Петкуна из кутузки отпустили с миром, взяв в качестве мзды некоторое количество автографов. В конце зимы группа сыграла специальный концерт для фан-клуба (на котором впервые прозвучала песня «Половинка»), а также съездила в детскую воспитательную колонию под Рязанью, где дала концерт для девушек 15 - 17 лет. Реакция юной публики превзошла все ожидания. В частности, когда, спустя несколько месяцев, в это исправительное учреждение приехала супруга президента России и спросила у девушек, нравится ли им здесь, одна из девушек ответила: «Ну да! Я даже рада, что сюда загремела. Где бы я еще увидела на расстоянии двух шагов живого Славу Петкуна?» Примерно в это же время различные СМИ решили подвести итоги прошедшего года. Они оказались позитивными. В частности, по результатам хит-парада «Московского комсомольца», Петкун был назван лучшим исполнителем 2000 года (обойдя по балам Дельфина и Лагутенко), а по опросу слушателей «Радио Максимум» «Танцы минус» были названы лучшей российской рок-группой. В итоговом хит-параде «Нашего радио» сразу три композиции «Танцев минус» вошли в Top 30: «Цветут цветы», «Иду» и «Дерево». Параллельно стало очевидно, что как-то внезапно группа оказалась отрезанной от телевидения. Между тем страна готовилась к очередному, шестому по счету, общенациональному рок-фестивалю «Максидром». В день «Максидрома» от «Танцев минус» организаторы ожидали экстремального шоу. В 20.30 Рита Митрофанова представляет «Танцы минус». «Для начала добрый вечер, — говорит Петкун. — И позвольте представить вам новичков — группу “Парабеллум”». Дело в том, что лидер «Танцев минус» уже несколько лет помогал молодым новгородским музыкантам из «Парабеллума» пробиться в люди, а тут ему в голову пришла сумасшедшая идея дать группе шанс выступить перед 15 тысячами зрителей. Проблема была в одном — какими партизанскими тропами провести «Парабеллум» на сцену. Впоследствии в «Олимпийском» ходили слухи, что новгородских музыкантов пронесли на сцену чуть ли не в гитарных кофрах. «Это чушь полная, — вспоминает Петкун. — Зашли спокойненько, с улыбочками поднялись на сцену, произошел небольшой конфликт со стейдж-менеджером и охраной». В конце 2001 года свершилось запланированное счастье в жизни поклонников «Танцев минус»: релиз нового альбома, выход которого был намечен еще на март. «Теряя тень» удивляет тем, что звучит более печально, спокойно и легко, нежели «Десять капель» или «Флора и фауна». По словам Петкуна, он и записывался так же — легко, спокойно. По времени работа велась довольно долго — ровно столько, сколько надо было для того, чтобы лидер «Танцев минус» слился с альбомом в духовной гармонии. Это произошло в конце осени 2001 года. Заглавная композиция пластинки «Диктофоны» была замечена уже на саундтреке к вышеупомянутому фильму «Выход», а в новом альбоме зазвучала в модернизированной версии. Другая песня — «Половинка» — успела просочиться в FM-эфир, а «Из Ленинграда» и «Ты далеко» ранее исполнялись на живых концертах группы. «Этим альбомом я доволен, — говорит Петкун. — На мой взгляд, я его спел намного хуже, чем предыдущие два — с точки зрения вокальной грамотности. Но при этом он звучит гораздо более честно и выразительно. Это первый альбом из всех, когда-либо мною записанных, который я слушаю с удовольствием. Обычно после работы над альбомом у меня есть ощущение усталости от него. Сейчас этого ощущения нет». На три песни с нового релиза — «Диктофоны», «Половинка» и «Не меняй меня» — были сняты клипы (режиссерами Андреем Новоселовым, Александром Солохой и Максимом Рожковым, соответственно). Потом поползли слухи о распаде группы. Сначала в солнечный осенний день Петкун отправился на «Радио Максимум», где недвусмысленно намекнул, что собственноручно инициировал окончание деятельности коллектива. Сначала Петкун говорит, что смертельно устал от шоу-бизнеса и роспуск группы - дело решенное. Затем однозначно заявляет: распада не будет. Так или иначе - после выпуска альбома «Теряя тень» группа «Танцы минус» на некоторое время ушла в тень. Вскоре Петкун дал согласие исполнить роль Квазимодо в русской версии нашумевшего французского мюзикла «Нотр Дам де Пари». Записанная при его участии песня “Belle” пользовалась в стране бешеной популярностью – одно время казалось, что эта песня звучала буквально отовсюду, откуда только можно. В общей сложности Петкун отыграл около сотни спектаклей – и позже признавался, что так и не свыкся с ролью театрального актера. «Если слетаешь на Луну, все равно космонавтом не станешь», - рассказывал он позже в интервью. Решение вернуться к активной музыкальной деятельности Петкун принял в 2006 году, аккурат к десятилетнему юбилею группы. О долгом затишье Петкн отозвался так: «Иногда полезно уйти в сторону. Можно плыть по реке, а можно посидеть на бережку пообсохнуть, посмотреть на то, что проплывает мимо… Я отдохнул и собрался с мыслями. А коллектив принял те очертания, какие мы хотели». Юбилей группа отметила не то чтобы громко, но все же заметно – вскоре речь пошла о том, что у группы уже готов новый альбом. Впрочем, альбом «ЭЮЯ», материал которого был впервые представлен на суд публики в конце мая 2006 года, не появился сам собой в сжатые сроки – работа над ним велась в три приема и, по словам Петкуна, растянулась на довольно продолжительное время. Первым синглом с альбома стала песня под отчасти издевательским названием «Небэль». Клип на эту вещь снимался в Париже, и в нем также фигурировал горбун Квазимодо – правда, в этот раз его роль исполнил уже не Петкун.